ИВАН MAD МАЛАХОВ. ВСТРЕТИМСЯ В ГОРАХ!

Иван Малахов входит в элиту мирового экстремального спорта. Чемпион России по фрирайду на горных лыжах. Чемпион России по даунхиллу на горном велосипеде в категории «Mастера». Неоднократный призёр европейских соревнований по фрирайду, а также гонок по даунхиллу и эндуро

    Трансформация всем привычного велосипеда в горный велосипед, или, как его ещё называют, маунтинбайк, сродни если не эволюции обезьяны в человека, то хотя бы одному из её важнейших этапов — появлению прямохождения.Изобретение, конечно, не изменило мир, но абсолютно по-новому раскрыло экстремальные черты характера в ранее покладистом и скучноватом велике — транспортном средстве по перемещению из пункта A в пункт Б.
В последние десятилетия ХХ века банальное «Крути педали!» перестало устраивать молодое поколение. Неизведанные земли уже пооткрывали. Да и в космос не дано полететь первыми. А процесс поиска гармонии в собственной душе ещё не манил. Маунтинбайк увлёк за собой тех, кто увидел в нём серьёзный спорт, невероятный экстрим и близкий по духу динамичный стиль жизни.

Своим опытом и размышлениями о маунтинбайке — горном велосипеде — с нами делится один из самых успешных... горных лыжников. Необычно, скажете вы? Да, ситуация выглядит несколько парадоксально, но лишь на первый взгляд. Иван MAD Малахов, 33-летний талантливый прорайдер (профессиональный райдер), несколько лет назад в процессе реабилитации после серьёзной травмы освоил горный велосипед, достиг впечатляющих успехов и уже в 2011 году выиграл Чемпионат России.

В ЭТОМ СЕЗОНЕ ИВАН MAD МАЛАХОВ ЗАНЯЛ ТРЕТЬЕ МЕСТО НА ПРОШЕДШЕМ ВО ФРАНЦУЗСКИХ АЛЬПАХ ТУРНИРЕ LA CLUSAZ RADIKAL MOUNTAIN, ВЕРНУВ РОССИЮ НА ПОБЕДНЫЙ ПЬЕДЕСТАЛ, УТРАЧЕННЫЙ 6 ЛЕТ НАЗАД.

Вы говорите, что у вас в жизни есть две любви: горные лыжи и маунтинбайк. Какая к сердцу ближе?
Нет смысла выбирать, так как лыжи и маунтинбайк прекрасно дополняют друг друга.
Сегодня мы договорились уделить внимание Вашей второй «зазнобе». С чего бы Вы предпочли начать наш разговор?
Для начала немного истории. Считается, что первые маунтинбайкеры появились в конце 1970‑х в Калифорнии. Энтузиасты, катаясь в горах, столкнулись не столько с трудностями, вызванными физическими сверхнагрузками, сколько с необходимостью жесточайшей эксплуатации конструкции «двухколёсного друга». Это и определило направление действий. Велосипеды начали модифицировать: ставить прямые рули, широкие и толстые покрышки, менять соотношение передач для удобства езды по пересечённой местности. Потребовались более прочные рамы. И понеслось.
Спрос порождает предложение. Бурный рост популярности горного велосипеда случился, когда производители представили байкерам амортизационные вилки сначала для переднего, а потом и для заднего колеса: они были предназначены для поглощения неровностей дороги, для экстремальных прыжков и скоростного спуска. Как итог, современный горный велосипед — весьма сложная конструкция, требующая тонкой настройки у хорошего механика. Например, число скоростей достигло уже тридцати.
Насколько быстро вслед за народной популярностью пришло официальное признание маунтинбайка как серьёзного вида спорта?
Вобще-то, достаточно быстро. Уже в 1993 году маунтинбайк был включён в программу Олимпийских игр. А во втором десятилетии XXI века каждые 8 из 10 проданных велосипедов — это горные. Почти все продвинутые горнолыжные курорты проложили трассы и построили байк-парки на своих склонах. Для многих любителей активного отдыха поездки в горы с велосипедом становятся всё более привычным и налаженным мероприятием.
Чем, как правило, привлекает маунтинбайк?
Для молодёжи маунтинбайк — в первую очередь спортивная субкультура. Вхождение в братство означает потенциальное состязание. Добавим рискованный стиль жизни, физические нагрузки, экстрим-впечатления и, как следствие, некую долю безумства. И главное — свой «байк» или «вел», который можно бесконечно «апгрейдить». А рассказы бывалых... Но в основе, конечно, спорт.
Но даунхиллом теперь увлечена не только молодёжь.
Кататься может каждый. Важно чёткое понимание соотношения навыка, скорости и трассы. В даунхилле нет затяжных спусков или крутых подъёмов, как в кросс-кантри, важен настрой и физическая форма.
Гораздо меньшее значение имеет вес, рост и возраст. Часто бывает так, что у тех, кто давно дружит с велосипедом, наступает пресыщение от катания по дорогам с твёрдым покрытием или от цивилизованного туризма. А скатиться с горы — невероятное удовольствие! Дух захватывает от восторга! Плюс мальчишеское ощущение свободы, когда уже не остановят родители: «Это опасно и дорого!» К тому же взрослые люди прекрасно осознают, что не обязательно становиться серьёзным гонщиком. Они представляют, чем всё это может закончиться: можно потерять больше, чем получить.
Травма — это всегда результат технической ошибки?
К сожалению, нет. Всегда есть момент случайности. Например, моя самая серьёзная травма связана с попаданием в лавину, которая была вызвана посторонними наблюдателями. В то же время, если бы я был более осторожен, возможно, ЧП удалось бы избежать.
Вы лично выбрали экстремальные виды спорта как дарующие «полную свободу»?
При моём уровне катания, достигнутом годами тренировок, когда я выхожу на склон, то вижу всё равно что огромную игровую площадку, на которой могу изобразить что угодно. Это и называю «полной свободой».
Тем, кто хочет стать профи, достаточно сложно. Нужна маркетинговая поддержка, поддержка спонсора и умение самому продвигать себя. Что для Вас означал прорыв в профессионалы?
Вначале, а это почти десять лет назад, ни я, ни мой первый спонсор не знали, что собственно мы хотим получить в результате. Для него казалось естественным обеспечить меня всем необходимым, а для меня — получить дорогостоящее снаряжение. Со временем научился взаимодействовать со спонсорами. Сейчас — это моя работа. Моими спонсорами на лыжах являются Columbia, Head, Giro, Actioncams.ru, а на велосипеде — Kona, Dakine, Osiris, Mtbshop.ru.

Быть профессиональным экстремальным спортсменом в России — невероятная редкость, поэтому сейчас я испытываю настоящую гордость.

С помощью горных лыж или велосипеда можно многого добиться для себя вне соревнований. Открываются новые цели и возможность оказаться в уникальных ситуациях по всему миру.
Что Вы посоветуете начинающим маунтинбайкерам? С чего начинать?
Намереваясь купить горный велосипед, многие имеют смутные представления о его возможностях и частенько переоценивают свои. Прежде всего горный велосипед — для гор. Только там можно получить максимум удовольствия от скорости и ощущения полёта.
На такой скорости и с такой сверхконцентрацией — когда же успеть полюбоваться окружающими видами?
Я всегда успеваю. В любой новой местности стараюсь определить общий колорит, посмотреть достопримечательности, узнать лучше местный менталитет.
Но вернёмся к первым шагам будущего байкера. Сначала немного о вопросе приземлённом, но первостепенной важности. Современный велосипед для даунхилла или эндуро стоит от 100 тысяч рублей, при этом верхняя планка не ограничена. Для сравнения: велосипед класса «кросс-кантри» стоит от 20 тысяч (любительский) до 100–150 тысяч для «профи», но его возможности при спуске в горах не очень впечатляют. Однако такая модель позволяет кататься и получать удовольствие на небольших холмах, освоить базовую технику, тренировать сердце и рельеф мускулатуры.

Но если мы хотим не крутить педали, а, воспользовавшись подъёмником, просто катиться с горы по трассе, в этом случае всё же понадобится велосипед для эндуро или даунхилла.

Стоимость — это определяющий фактор?
Не совсем. Но вполне понятно стремление к обладанию «совершенством». Скажем, на рынке представлены не только рамы из алюминиевых и титановых сплавов, есть и весьма дорогостоящие карбоновые рамы — продукт самых высоких технологий. За ними, я думаю, будущее. Но рамы из бериллия во много раз превосходят все остальные по стоимости. Я же говорил, что верхняя планка не ограничена.
Какие курорты России и Европы, на Ваш взгляд, предоставляют наибольшие возможности для велолюбителей?
Конечно, начиная тренировки, не хочется слишком удаляться от родного дома. Поклонники маунтинбайка в России давно обкатали все существующие горнолыжные курорты, но, к сожалению, пока у нас нет ни одного полноценного байк-парка. Поэтому кататься лучше ездить в Альпы, где для этого созданы все условия и организован прокат таких велосипедов прямо в байк-парках. Стоит это около 80–100 евро в день, и вам выдадут необходимую защитную экипировку.
Выбирайте страну согласно своим предпочтениям и вперёд! Самые популярные курорты для велосипедистов: Морзин (Франция), Леоганг (Австрия), Пила (Италия) и многие другие. Обязательно используйте всё необходимое защитное снаряжение: шлем, перчатки, наколенники, налокотники, защиту корпуса. Занимайтесь с инструктором, и ваше катание будет интересным и безопасным. И мы непременно встретимся в горах!

ИВАН MAD МАЛАХОВ ЖИВЁТ ЯРКОЙ ЖИЗНЬЮ, КОТОРАЯ ОТЛИЧАЕТ ЕГО ОТ БОЛЬШИНСТВА ЛЮДЕЙ. ВЕДЁТ СВОЙ БЛОГ НА VANIA_MAD.LIVEJOURNAL.COM. ДЕМОНСТРИРУЕТ ЗРЕЛИЩНЫЙ ФРИРАЙД В ФИЛЬМАХ «ТЕЗИС», «АЖИОТАЖ», «АТМОСФЕРА», «ТЕРРИТОРИЯ СНЕГА», «ВЗГЛЯД», «RIDETHEPLANET», "КНИГА ГОР 3D«.

Заниматься опасным и красивым спортом сейчас модно, и с каждым годом появляются всё новые виды экстрима. Вы сами как спортсмен и как продюсер участвуете в съёмках фильмов, привлекая внимание к тому, что Вы делаете. Вы популяризируете именно «экстремальность»?
Почему бы и нет, экстремальный спорт дарит более сильные эмоции, чем обычный, им увлекательней заниматься, всё остальное — естественный отбор. В команде с компанией Action Brothers мы выпустили четыре лыжных фильма за четыре года. У многих зрителей просто трансформируется не только представление о катании, но в принципе и представление о Возможном.
При таком плотном, можно сказать, экстремальном графике Вашей жизни, на что ещё остаётся время?
Да, наверное, ни на что и не остаётся, это меня полностью устраивает. Успеваю следить за «Формулой-1», моим главным увлечением.
Каковы Ваши сильные стороны как спортсмена?
Упорство и хладнокровие, умение выжать максимум возможного.
Ваше самое великое испытание?
Затрудняюсь ответить. Любое испытание — лишь новый опыт.
Освоив горный велосипед, Вы сделали очень большой шаг к тому, чтобы утвердить себя в статусе универсального спортсмена-экстремала. Вы уже наметили себе следующий резкий поворот судьбы?
Скоро мы едем попробовать сёрфинг в Марокко, так что кто знает...
Фрирайд (англ. freeride) — катание на сноуборде или горных лыжах вне подготовленных трасс.
Даунхилл (англ. downhill) — скоростной спуск, экстремальная гоночная дисциплина горного велосипеда.
Эндуро (англ. enduro) — дисциплина велоспорта или мотоспорта, езда с горы по пересечённой местности, иногда по очень сложным маршрутам (даунхилл), но в отличие от последнего подразумевает необходимость преодолевать места без уклона или даже подъёмы вверх.
Кросс-кантри (англ. cross-country) — самый популярный вид горного велосипеда, езда по любой пересечённой местности без особого экстрима, подразумевает затяжные подъёмы.